В предыдущих публикациях мы раскрывали тему о поставках ООО «Аникс» по государственному оборонному заказу аккумуляторных батарей для нужд Министерства обороны Российской Федерации. В настоящее время  появились новые подробности и факты в виде ответов федеральных органов исполнительной власти на запросы нашей редакции.

Так Министерство обороны РФ в ответ на наш первый запрос о соответствии поставляемой продукции требованиям государственного контракта с присущим ему оптимизмом ответило, что продукция поставляется в срок и полностью соответствует условиям государственного контракта. Другого ответа от должностных лиц Минобороны России мы и не ожидали. Кто находясь в здравом уме может признаться о трате почти трех миллиардов рублей на закупку продукции не соответствующего качества. В связи с этими обстоятельствами мы обратились к специалистам в области производства и эксплуатации аккумуляторных батарей с просьбой разъяснений о различиях между необслуживаемыми аккумуляторными батареями которые и должны поставляться в соответствии с требованиями государственного контракта и фактически поставляемыми обслуживаемыми батареями  с нормальным расходом воды. И вот что мы выяснили.

Всем известно, что напряжение бортовой электросети автомобиля находится в диапазоне 13,6-14,4 вольта. Такая же информация содержится и в руководствах по эксплуатации идущих в комплекте с аккумуляторными батареями поставляемыми ООО «Аникс»  по контракту. Таким напряжением запитываются электрические потребители автомобиля, таким же напряжением заряжается аккумуляторная батарея автомобиля. В настоящее время производятся аккумуляторные батареи которые в процессе эксплуатации требуют квалифицированного обслуживания, в том числе и контроля уровня электролита и доливки дистиллированной воды они называются обслуживаемые, а так же  производятся необслуживаемые батареи, которые в течении всего срока эксплуатации не требуют никакого контроля. В чем отличие между этими батареями? Отличия как в конструкции самой батареи так и в составе используемого свинца. Так для изготовления аккумуляторных батарей с нормальным расходом воды используется свинец с добавлением сурьмы. Сурьма нужна для придания свинцовым пластинам необходимой прочности. Но у таких батарей есть недостаток. При добавлении сурьмы в свинец существенно ускоряется процесс электролиза: при подаче на батарею напряжения более 12 вольт вода начинает разлагаться на составляющие компоненты, при этом процесс сопровождается выделением газов (кислорода и водорода) из электролита. Внешне создается впечатление, что электролит кипит, выделяя пузырьки газа.
В результате вода «выкипает», плотность электролита изменяется, а его количество в аккумуляторах батареи уменьшается, что приводит к оголению активных электродов. Для компенсации потери электролитом воды в аккумуляторную батарею приходится систематически доливать дистиллированную воду. Соответственно в конструкции такого аккумулятора предусмотрены заливные горловины с пробками многоразового использования имеющими отверстия для выхода газов. Такая аккумуляторная батарея относится к батареям открытого типа с нормальным расходом воды. Открытый тип подразумевает непосредственное сообщение банок аккумулятора с атмосферой посредством отверстий в пробках или крышки батареи.

Необслуживаемые батареи являются по своей конструкции герметичными и имеют для сообщения с атмосферой  регулирующий клапан для сброса избытка газов при подачи на батарею напряжения больше 16 Вольт или при коротком замыкании в аккумуляторной батарее. В таких батареях в качестве добавки в свинец используется уже кальций, они гораздо дороже в изготовлении, но в результате чего электролиз начинается только при 16 Вольтах и более. А как мы говорили выше исправная бортовая сеть автомобиля вырабатывает 13,6-14,4 Вольта. То есть в таких батареях газообразование практически не происходит. Соответственно не нужен постоянный контроль уровня электролита и доливка дистиллированной воды. Такие батареи изготавливают в герметичном исполнении и именно такие батареи и обязана поставлять организация ООО «Аникс»  по государственному контракту.  Вроде все правильно. Министерство обороны стремится закупить современные аккумуляторные батареи и сократить расходы на их обслуживание в процессе эксплуатации. Но что мы имеем в  реальности. В соответствии с требованиями государственного контракта поставке подлежат сухозаряженные свинцовые стартерные батареи соответствующие ГОСТ РВ 6140-001-2006 для необслуживаемых батарей. В связи с чем ГОСТ РВ 6140-001-2006 п 3.2, дает четкое определение,  что такое необслуживаемые аккумуляторные батареи, и гласит, что к необслуживаемым относятся аккумуляторные батареи, которые в процессе эксплуатации не требуют доливки воды.  И кроме того у необслуживаемых батарей в соответствии с тем же ГОСТ РВ 6140-001-2006 средний срок службы необслуживаемых батарей гораздо больше, чем у обслуживаемых, и  он составляет не менее 60 месяцев при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 30 000 км пробега или 48 месяцев при наработке транспортного средства не более 100 000 км или 4000 м/часов.  А что имеем в реальности? Как разъяснили специалисты в реальности поставляются обыкновенные обслуживаемые аккумуляторные батареи с  нормальным расходом воды, которые значительно дешевле необслуживаемых батарей и имеют гораздо меньший срок службы. Оказывается, что почти все производимые на данный момент в России аккумуляторные батареи в сухозаряженном исполнении изготавливаются по старой малосурьмянистой технологии, то есть с последующим обязательным контролем уровня электролита и доливкой дистиллированной воды, и являются обыкновенными обслуживаемыми аккумуляторными батареями в полном смысле этого слова.

И самое главное заключается в том, что представители Министерства обороны об этом знают, ведь вся документация на производство данных аккумуляторных батарей принадлежит Министерству обороны и хранится в структурных подразделениях Министерства обороны. Для чего же понадобился тогда весь этот сложный механизм закупки «необслуживаемых» батарей? Мы предполагаем, что все это нужно было для того, чтобы создать заведомо невыполнимые условия для потенциальных добросовестных производителей-поставщиков и увеличить стоимость поставляемой продукции, то есть другими словами происходит незаконное ограничение конкуренции. Ведь необслуживаемые батареи значительно дороже в производстве и кроме того их практически никто на данный момент не производит. Вот тогда государственный контракт и заключается с  ООО «Аникс». Ну а дальше все просто, если есть предполагаемый сговор, тогда по  контракту можно поставлять ту продукцию которая есть в наличии у производителей, а не ту которая должна соответствовать условиям контракта. Вот и поехали грузополучателю морально устаревшие примитивные обслуживаемые аккумуляторные батареи с нормальным расходом воды. Причем аккумуляторные батареи производства ООО «Курский аккумуляторный завод» и ООО «АкТех», предприятий о которых мы подробно писали в прошлых статьях, которые и являются соисполнителями данного государственного контракта. Возможно у читателя возникнет вопрос о том, почему сами заводы непосредственно не участвовали в электронном аукционе? Ведь если заводы будут участвовать в аукционе, то цена продукции будет реальной фактической, то есть снизится, а это никому не надо. Вот и выходит  ООО «Аникс» и без понижения цены спокойно забирает контракт на огромную сумму государственных денег. А Заказчик в лице Министерства обороны спокойно принимает эту продукцию и оплачивает ее.

И самое интересное во всем этом безобразии является то, что Заказчик в соответствии с условиями государственного контракта обязан провести экспертизу поставляемой продукции, и что думает читатель по этому поводу? Ответим. Продукция принимается простым визуальным осмотром и даже при этом не замечаются очевидные несоответствия поставляемой продукции на которые мы уже обращали внимание такие как маркировка, комплектность, сопроводительная документация и т.д.  Сговора по прежнему нет. И поэтому плевать принимающему продукцию грузополучателя в/ч 55443-ИР и 2414 военного представительства на условия контракта. Ведь все в сговоре, все соответствует, как ответило Министерство обороны. И поставщик настолько обнаглел от своей безнаказанности, что уже без всякого стеснения поставляет явно не соответствующую условиям контракта продукцию.  Так вместе с продукцией ООО «Курский аккумуляторный завод» и ООО «АкТех», которые как мы уже говорили являются соисполнителями данного государственного контракта, поставляются паспорта и руководства по эксплуатации в которых прямо указано, что аккумуляторные батареи изготовлены в соответствии с общегражданским стандартом ГОСТ Р 53165-2008, и в процессе эксплуатации требуют постоянного контроля уровня электролита и доливки дистиллированной воды

А по условиям контракта поставляемые батареи должны изготавливаться по военному стандарту ГОСТ РВ 6140-001-2006 для необслуживаемых батарей.

И Заказчик в лице грузополучателя и военных представителей принимает данную продукцию и оплачивает ее. Вот как сильно сплелись между собой участники этого предполагаемого картеля. Кстати выяснились еще несколько пикантных подробностей о соисполнителе данного контракта в лице ООО «Курский аккумуляторный завод», военная приемка которого оказывается и приняла и продолжает принимать данную продукцию и отправила грузополучателю. А как же тогда 2414 военное представительство, которое по условиям государственного контракта и обязано проверить продукцию на соответствие требованиям контракта? Так видимо проще, ведь действующий генеральный директор предприятия ООО «Курский аккумуляторный завод» Рыбянцев Андрей Александрович сам в прошлом и был начальником военной приемке при ООО «КАЗ» и подписывал ряд значимых для данного предприятия документов.  То есть, сдавая продукцию представителю Заказчика в лице военной приемки, сдает  продукцию как раз своим бывшим подчиненным.  Как такое возможно?

Хочется также обратить внимание читателя на тот факт, что в последнее время некоторые заслуженные специалисты из области аккумуляторной индустрии,  которые видимо также участвуют в данной предполагаемой афере, чтобы как-то ООО «АНИКС» выкрутиться из сложившейся неприятной ситуации, высказывают свое мнение за скромное финансовое содержание,  о том, что если в ГОСТ РВ 6140-001-2006 при испытаниях необслуживаемой батареи допускается расход воды, то и при эксплуатации необслуживаемой батареи также допускается некий расход воды. То есть тем самым в полной мере вводят в заблуждения соответствующие контролирующие органы и прямо противоречат четким терминам ГОСТ РВ 6140-001-2006. Но при этом эти так называемые специалисты забывают уточнить, что расход воды в необслуживаемой батарее при таком испытании возникает при постоянном перезаряде батареи напряжением 14.4 Вольта в течении 21 суток, то есть автомобиль должен быть с неисправной электрической бортовой системой постоянно выдающей максимальное из допустимого диапазона напряжение 14,4 Вольта, и внимание, не глушиться двигатель данного автомобиля непрерывно в течение месяца, а если быть точным то как минимум  21 сутки!!!!   Такой режим эксплуатации для аккумуляторной батареи является экстремальным, и является всего лишь испытанием, а не режимом эксплуатации. Также эти специалисты забывают сказать, что после таких испытаний батареи больше не эксплуатируются и списываются. И если следовать логике таких специалистов, то все батареи должны эксплуатироваться при температуре -300С, при наклоне 450, а также при постоянном повышенном или пониженном атмосферном давлении. Ведь и такие испытания есть в ГОСТ РВ 6140-001-2006!!!!! Обращаясь к таким специалистам, хочется сказать лишь одно. Не позорьте свой заслуженный авторитет. Ведь за такие высказывания в конечном итоге придется ответить.

Самое интересное в этой ситуации то, что все эти махинации находятся на виду, а правоохранительные органы молчат. Ведь достаточно посмотреть договора соисполнения этого государственного контракта, наверняка в которых уже отсутствует слово «необслуживаемые», завод не станет себя подставлять, сделать запросы цен у военного представительства данных производителей аккумуляторных батарей, уточнить перечень выпускаемой для нужд министерства обороны продукции и станет все на свои места и будут видны все участники сговора. Кроме того представители Министерства обороны РФ прекрасно знают, что для нужд Минобороны России ООО «КАЗ» поставляет продукцию производимую только в соответствии с техничекими условиями ТУ ВД ЖЮИК.563414.013ТУ и  ТУ ВД ЖЮИК.563412.011ТУ.

а в соответствии с этими техническими условиями производятся только аккумуляторные батареи 6СТ-55-90N и 6СТ-190N, а читатель наверняка помнит, что поставке подлежат аккумуляторные батареи 6СТ-66А, 6СТ-77А, 6СТ-90А, 6СТ-132А, 6СТ-190А необслуживаемые и соответствующие именно ГОСТ РВ 6140-001-2006 для необслуживаемых батарей. А в ТУ ВД ЖЮИК.563414.013ТУ и ТУ ВД ЖЮИК.563412.011ТУ указано, что производимые  батареи относятся к батареям с нормальным расходом воды.  И это не наши домыслы, ведь есть утвержденное Министерством обороны в лице командира в/ч 93603 (начальником ГАБТУ МО РФ)  Шевченко А.А, извещение ЖЮИК.8404 в соответствии с которым аккумуляторные батареи из класса «необслуживаемые» переведены в класс «батарея с нормальным расходом воды» (копия извещения прилагается).

И самое интересное в истории с техническими условиями то, что данные ТУ были переданы Министерством обороны РФ ООО «Курский завод «Аккумулятор», которое в настоящий момент ликвидировано, а ТУ каким-то образом оказались у ныне действующего ООО «Курский аккумуляторный завод». Может  и это никому не интересно? Тогда просто страшно подумать кто стоит за этой аферой. Кстати  поставляемая по  данному госконтракту аккумуляторная батарея 6СТ-190А в соответствии с условиями контракта стоит почти 16 000 рублей, а в обыкновенном розничном магазине  этого же производителя, например ООО «Курский аккумуляторный завод»  уже в районе 10 000 рублей, а если быть точным 10650 рублей.

Кроме того, в соответствии с государственными контрактами № 1820187217842452241001631/4900/1-49 от 22.07.2019 года, №1719187312902412241008918/3600/1-3 от 10.01.2019 года ООО «КАЗ» поставил в адрес АО «Машиностроительная компания «Витязь» идентичную продукцию изготовленную по этой же документации ТУ ВД ЖЮИК.563414.013ТУ уже по цене 9 361,20 рубль. Разница в 7 000 рублей. В связи с этим очень хочется задать вопрос главе Департамента аудита государственных контрактов МО РФ по данному факту. Как проводится аудит вашими специалистами? Хотя похоже специалистов там не осталось. Экс-директор этого департамента Максим Куксин находится под следствием, по обвинению в получении взятки в особо крупных размерах, другой экс-директор Дмитрий Недобор  также находится под следствием, недавно арестован за подобные действия начальник 2-го отдела Департамента аудита Юрий Ефимов. Того самого отдела который и согласовывал цену аккумуляторных батарей для ООО «Аникс» в размере 15 824, 46 рубля. Опять совпадение? Или все таки сговор? Но прибыль то получается хорошая, всем хватит. А ООО «Аникс» продолжает спокойно трудится на свое благо, запустило интернет-сайт, где спокойно рекламирует и предлагает к поставке аккумуляторные батареи как для бронетанковой техники так и для авиационной. И это при том, что вся документация на рекламируемые аккумуляторные батареи принадлежит Государству в лице Министерства обороны РФ. А батарея 12ТСТС-95РК, также предлагаемая ООО «Аникс», вообще полностью разработана за счет средств государственного федерального бюджета по программе Министерства промышленности и торговли РФ, и все права на которую на 100% принадлежат государству. Каким образом эта батарея попала к ООО «Аникс» вообще не понятно. Редакция искренне надеется что факты изложенные в статье заинтересуют правоохранительные органы и беспредел, творящийся в поставках по гособоронзаказу будет наконец остановлен, а лица виновные привлечены к ответственности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

17 − одиннадцать =