25 Июня на площадках конгрессно-выставочного комплекса Патриот начал работу Международный военно-технический  форум «Армия 2019». В программе форума запланированы мастер-классы российских военных специалистов с использованием новейшей отечественной техники.  За данными маневрами, по расчетам организаторов, будут наблюдать до 130 иностранных военных делегаций. Но мало кто знает, что за начищенными, сверкающими бортами наших автомобилей и танков, скрывается банальное предательство, ведущее к возникновению мощнейшей угрозы боеспособности нашей армии.

Напомним, что агентство «Правда Студия» публиковало сенсационное расследование выявленных  нарушений в закупках Министерства Обороны РФ, где в результате грандиозной аферы, практически вся наша автомобильная и бронетехника, а также мобильные платформы стратегического вооружения снабжались ВНИМАНИЕ! украинскими аккумуляторными батареями низкого качества, которые через сеть подставных контор, «приезжали» в Россию с аккумуляторного завода в Днепропетровске. Завод, кстати, принадлежит известному украинскому олигарху Денису Дзензерскому – другу Авакова.

Одновременно с  публикацией материала по данной (как мы предполагаем) афере, редакция «Правда Студия» отправила запросы в различные ведомства, включая Главную Военную Прокуратуру, профильный комитет Государственной Думы, Администрацию президента, ФСБ, Министерство промышленности и торговли  и, конечно, в Министерство Обороны РФ. Ответы из силовых ведомств и Государственной думы выразили «высокий уровень обеспокоенности».

Часть из них мы не можем публиковать в связи с тайной следствия. Однако нам «вообще никак» не ответило Министерство промышленности и торговли, которое и выдавало лицензию на производство аккумуляторных батарей для нужд обороны страны. Напомним, что при анализе государственного контракта  было выяснено, что поставщик в лице ООО «Аникс»  обязан поставить заказчику в лице МО РФ сухозаряженные, необслуживаемые, свинцовые стартерные аккумуляторные батареи, на общую сумму почти 3.000.000.000 (три миллиарда!!!) рублей.

Для участия в электронном аукционе ООО «Аникс» получило в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации лицензию на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, в части производства и реализации вооружения и военной техники.

Вот лишь некоторые явные нарушения, выявленные при проверке условий выдачи данной лицензии:

  1. По указанному в лицензии фактическому адресу производства (142116, МО, г. Подольск, ул. Лобачева, дом 13) находится только автомойка и бизнес-центр «Лобачево», какие-либо производственные помещения и производственные мощности полностью отсутствуют и про ООО «Аникс» там никто никогда не слышал.
  2. У ООО «Аникс» в принципе отсутствуют в штате какие-либо сотрудники, специалисты, заключившие трудовые договоры и отвечающие соответствующим квалификационным требованиям Минпромторга. (Среднесписочная численность данного производителя 4 сотрудника, нет оборудования, нет и специалистов на нем работающих).

В связи с «молчанием» Минпромторга, мы подали жалобу в Генеральную прокуратуру РФ, где указываем на наши предположения о коррупционной составляющей чиновников этого ведомства в связи с  выдачей лицензии организации ООО «Аникс».

И, наконец, с нарушением всех сроков на предоставления официального ответа на запрос от СМИ, мы получили ответ из Министерства Обороны РФ, подписанный  ВРИО руководителя Департамента по обеспечению государственного оборонного заказа В. Матусова. Вот он!

Г-н Матусов не только не увидел нарушений в закупках, но и утверждает, что  все поставляемые аккумуляторы безупречно прошли военную приемку и полностью соответствуют требованиям контракта и стандартам качества ГОСТ РВ 6140-001-2006 для необслуживаемых батарей. Смешно и грустно.

Во-первых, наши специалисты предположили сговор, между «заказчиком» и «поставщиком» по данному контракту. И вот почему (далее в тексте желтым будет помечена сухая техническая документация, без которой увы никак):

1) В приложении №2 к документации об электронном аукционе установлено требование о соответствии поставляемой продукции требованиям ГОСТ РВ 6140-001-2006, однако в разделе «Требования к электрическим параметрам и режимам эксплуатации АКБ 6СТ-66А» установлено, что «Стартерные характеристики сухозаряженных батарей при начальной температуре заливаемого электролита в пределах (25±5) °С, в течение 24 мес от начала хранения должны быть: ток разряда, А, не менее 320;», однако пункт 5.3.1.1 ГОСТ РВ 6140-001-2006 гласит, что значение тока разряда устанавливается в нормативной документации и не является конкретным показателем в ГОСТ РВ 6140-001-2006. Идентичный ток разряда указан только лишь в ТУ 3481-003-46707808-2015, принадлежащим заводу ООО «АкТех», г. Свирск. Таким образом Заказчик заранее знал кто будет победителем по данному аукциону на поставку  аккумуляторных батарей и всячески этому способствовал. В итоге ООО «АкТех», г. Свирск по факту и является одним из поставщиков аккумуляторов через ООО «АНИКС».

2) Также в разделе «Требования к электрическим параметрам и режимам эксплуатации АКБ 6СТ-66А» установлено, что «При разряде током холодной прокрутки 535 А (стартерным режимом разряда) при температуре электролита в пределах минус (18±1) °С напряжение через 10 с от начала разряда должно быть не менее 7,5 В, а общая [продолжительность разряда], в том числе током не менее 320 А до напряжения не менее 6 В – [не менее 150 с].», однако пункт 5.3.1.5 гласит , что «значение тока холодной прокрутки устанавливается в ТУ» и не является конкретным показателем. А данное, конкретное значение тока холодной прокрутки установлено так же только в ТУ 3481-003-46707808-2015, опять же принадлежащим ООО «АкТех», г. Свирск. Таким образом еще раз подтверждается, что Заказчик заранее планировал к поставке продукцию именно данного производителя.

3) Все в том же разделе «Требования к электрическим параметрам и режимам эксплуатации АКБ 6СТ-66А» установлено, что «Характеристикам стартерного режима разряда ([продолжительность разряда не менее 2,5 мин.]; напряжение через 30 с от начала разряда не менее 9,0 В; конечное напряжение на выводах        не менее 6,0 В) должны соответствовать также сухозаряженные батареи, хранящиеся при низких температурах (менее минус 30 °С), залитые электролитом с температурой  в пределах 40±2 °С и разряженные, спустя 1 ч после наполнения током не менее 320 А.», однако пункт 5.3.1.6 ГОСТ РВ 6140-001-2006 гласит, что данные конкретные значения показателей устанавливаются то же в ТУ и не являются конкретными. А данные, конкретные показатели  как и другие строго соответствуют установленным в ТУ 3481-003-46707808-2015, принадлежащими ООО «АкТех», г. Свирск.

По такому же принципу идентичные требования в документации установлены также и для батарей модели 6СТ-77А – где все конкретные показатели значений взяты из ТУ 3481-004-46707808-2015, для модели 6СТ-90А – где все конкретные показатели взяты из ТУ 3481-006-46707808-2015, для батареи  модели 6СТ-190А – где все конкретные показатели взяты из ТУ 3481-008-46707808-2015. Все вышеуказанные ТУ принадлежат ООО «АкТех», г. Свирск.

Кроме того в разделе 5 заключенного государственного контракта (№ 1820187113782412241005222 от 09.02.2018 года) и диапазон габаритных размеров аккумуляторных батарей Заказчиком привязан к значениям габаритов аккумуляторных батарей к конкретным предполагаемым  производителям-победителям. Так, например для габаритных размеров аккумуляторных батарей 6СТ-66А, 6СТ-77А, 6СТ-90А установлен допуск +/- 1 мм, для данного типа батарей размеры являются одинаковыми у всех производителей аккумуляторных батарей, поэтому Заказчик установил такой минимальный допуск.

Например аккумуляторные батареи 6СТ-132А и 6СТ-190А у разных производителей имеют индивидуальные размеры, поэтому Заказчик для этих батарей увеличил диапазон габаритных размеров, для того чтобы была возможность поставлять одну и ту же модель батареи от двух заранее ему известных производителей. Так для батареи 6СТ-190А Заказчик установил следующий диапазон габаритных размеров: Длина: 520 мм, при этом предельное отклонение по длине не должно превышать +/- 6 мм. Ширина:  229 мм, при этом предельное отклонение по ширине не должно превышать +/- 11 мм. Высота: 227 мм, при этом предельное отклонение по высоте не должно превышать +/- 17 мм. Если внимательно изучить технические условия ООО «АкТех» г.Свирск и ООО «КАЗ» г.Курск, то можно увидеть, что такие габаритные размеры аккумуляторной батареи 6СТ-190А установлены в связи с тем, что Заказчик изначально знал и планировал к  поставке данный тип батареи именно только от двух конкретных производителей, ООО «АкТех» г. Свирск, с размером батареи 514х218х210 мм в соответствии с ТУ 3481-008-46707808-2015 и ООО «КАЗ» г. Курск, с размером батареи 525х240х242 мм, в соответствии с ТУ  ВД ЖУИК. 3414.013ТУ. То есть, если брать значение  диапазона допуска с минусом, получаются строго габаритные размеры АКБ производства  ООО «АкТех», а если с плюсом, то становятся «проходными»  размеры  АКБ для ООО «КАЗ». Таким образом, все размеры в описании объекта закупки четко привязаны к конкретным производителям-победителям аукциона, известным заранее Заказчику, до размещения документации об электронном аукционе в сети интернет. Абсолютно такая же ситуация с батарей 6СТ-132А, допуск высоты батареи установлен +/- 11 мм. Такой диапазон по высоте аккумуляторной батареи установлен в связи с тем, что Заказчик изначально планировал поставку батарей от двух этих же заранее известных ему производителей.

Дальше интереснее. Выяснилось, что данные аккумуляторы просто не пригодны для использования в оборонной промышленности. Достаточно взглянуть во что они превратились, еще находясь на складах Министерства Обороны. На поставляемых аккумуляторных батареях производства ООО «АкТех», г. Свирск болты, гайки, какая-либо смазка, шпагат и бумага отсутствуют полностью 100% на всей поставленной в воинские части продукции. Между тем в соответствии с требованиями установленными в разделе 5 государственного контракта, аккумуляторные батареи 6СТ-190А должны быть укомплектованы болтами и гайками к выводам батарей, выводы батарей должны быть покрыты одной из смазок по ГОСТ 4366-76,  ГОСТ 1033-79, ГОСТ 19537-83,  обернуты плотной бумагой и закреплены шпагатом по ГОСТ 17308-88. Возникает вопрос. Как принимаются аккумуляторные батареи военным представительством?

На аккумуляторных батареях производства ООО «Курский аккумуляторный завод» имеются только болты и гайки, которые начали стремительно коррозировать, а смазка, шпагат и бумага так же отсутствуют полностью на всей 100% поставленной в воинские части продукции.

Однако и это еще не все!!!!!!!

В соответствии с требованиями установленными в разделе 5 государственного контракта поставке подлежат как мы и говорили ранее, необслуживаемые аккумуляторные батареи. В соответствии с пунктом 3.2 все того же военного  ГОСТ РВ 6140-001-2006 есть конкретное определение термина «необслуживаемые аккумуляторные батареи», «необслуживаемыми называются батареи, которые в процессе эксплуатации не требуют доливки воды». Однако ни в одном ТУ, ни в одном  руководстве по эксплуатации или паспорте, обоих заводов производителей на поставляемые аккумуляторные батареи нет указания, что батареи являются необслуживаемыми. ЭТО и правильно – потому что поставляемые батареи, внимание – являются обслуживаемыми, то есть за ними нужен постоянный контроль и необходима своевременная доливка воды по мере ее выкипания в процессе эксплуатации данных аккумуляторных батарей.  Данный факт находит подтверждение и в руководствах по эксплуатации, которые поставляются вместе с аккумуляторными батареями в комплекте, производства ООО «КАЗ» и ООО «АкТех». Например, в руководстве по эксплуатации аккумуляторной батареи 6СТ-190А производства ООО «Курский аккумуляторный завод» ЖЮИК. 563414.004РЭ указано, что аккумуляторная батарея является батареей с нормальным расходом вод!!!!! Также в пункте 3.7 руководства указано: «НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАТАРЕИ С УРОВНЕМ ЭЛЕКТРОЛИТА НИЖЕ НОРМЫ. Уровень электролита поддерживается доливкой дистиллированной воды. ….»  

Кроме того все поставляемые батареи по данному Государственному контракту конструктивно изготовлены с пробками заливных горловин многоразового использования, имеющими вентиляционные отверстия для вывода паров электролита, а в свою очередь необслуживаемые аккумуляторные батареи должны иметь только скрытую герметичную крышку с рекомбинацией газов и регулирующим клапаном, которая используется единожды для первоначальной заливки электролита, после этого фиксируется исключая любое проникновение в аккумуляторную батарею. Эксплуатация данной батареи происходит по принципу «поставил и забыл». Также в соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ РВ 6140-001-2006 необслуживаемые батареи должны иметь следующее обозначение:  6СТ-66А необслуживаемые; 6СТ-77А необслуживаемые; 6СТ-90А необслуживаемые; 6СТ-132А необслуживаемые; 6СТ-190 необслуживаемые, однако на этикетках поставляемой продукции обозначения «Необслуживаемые» отсутствует. Данное нарушение является существенным нарушением условий государственного контракта. Так обслуживаемые батареи требуют дополнительных затрат в процессе эксплуатации  – а это снова расходование бюджетных средств, более короткий срок службы, и являются продукцией более дешевой и худшего качества по сравнению с требуемыми Заказчиком необслуживаемыми аккумуляторными батареями. Можно сделать экспертизу уже поставленной продукции которая и подтвердит, что поставляемые по госконтракту аккумуляторные батареи являются аккумуляторными батареями с нормальным расходом воды, требующими своевременного квалифицированного обслуживания, в том числе и доливки воды в процессе эксплуатации и являются абсолютно обслуживаемыми, что категорически не соответствует требованиям Государственного контракта.

Что тут говорить, если отметка военной приемки в виде «звезды» с цифрой внутри,  на самих аккумуляторах, а это номер ВП, отличается, от того, что пропечатан в техническом паспорте на эту же батарею. Бардак и неразбериха. Все это стало возможным  благодаря наплевательскому отношению представителей Заказчика к приемке продукции.

А ведь если внимательно прочитать раздел 5 государственного контракта, то можно увидеть, что  в соответствии с пунктом 8.10 государственного контракта, для проверки соответствия качества поставляемого Товара требованиям, установленным Контрактом, Заказчик проводит экспертизу поставляемого Товара собственными силами, в том числе путем создания приемочной комиссии, или с привлечением независимых экспертов. В случае привлечения Заказчиком независимых экспертов к проверке соответствия качества поставляемого Товара, такая проверка осуществляется в течение времени, необходимого для проведения проверки поставляемого Товара в объеме требований, предусмотренных Контрактом. Результаты экспертизы оформляются заключением о соответствии (не соответствии) Товара по качеству требованиям, установленным Контрактом, но не более 10 (десяти) рабочих дней с даты доставки Товара в место поставки, с подробным описанием выявленных недостатков. Заключение оформляется в 4 (четырех) экземплярах: 1 (один) экземпляр остается у эксперта, а остальные в течение 3 (трех) рабочих дней по завершении экспертизы направляются Заказчику, Грузополучателю и Поставщику, с приложением копий материалов проверки. Но данные мероприятия как выясняется Заказчиком не проводятся, иначе как объяснить поставку несоответствующей требованиям государственного контракта продукции на сумму более чем  1,7 млрд. рублей.

Однако, ни одно из этих нарушений (мы привели лишь часть) не смущает представителей Министерства Обороны. И ведь не боятся, что на показательных выступлениях в рамках все того же  военного форума автомобили или бронетехника, уже снабженные (контракт не приостановлен, является действующим) такими вот «аккумуляторами», может просто выйти из строя. И ладно, если во время шоу. Это просто позор, который, наверное, можно чиновникам пережить (не привыкать). Но что если подобное случится, в боевых действиях, например, в Сирии…

Руководитель АЖУР «Правда Студия»                                            Всеволод Крекотень

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

14 − 12 =